В Петербурге живёт и здравствует организация потребителей «Общественный контроль». С биографией её руководителя Всеволода Вишневецкого мы уже знакомили наших читателей. Деятельность организации «Общественный контроль» сводится к закупке и лабораторному анализу 10 (десяти) образцов какого-либо вида продукта. Критерии выбора того или иного товара неведомы, а вот результаты опытов экстраполируются на всю страну.Конечно, Вишневецкий, как и любой правоверный страж интересов потребителя, ратует за «натурпродукт» — без примесей и заменителей . Однако в одиночку ратовать, очевидно, ему наскучило – один в поле не воин, как известно. И вот со страниц финансируемого им издания «Петербургское качество» с недавнего времени выступает дружное трио экспертов. Кроме уже известной нам по публикации «Осторожно, засор! Когда шлаки не в желудке, а в голове» главного внештатного специалиста-диетолога комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Ларисы Мосийчук, в экспертную комиссию «Петербургского качества» входят доцент кафедры прикладной биотехнологии Университета ИТМО Анатолий Брусенцев, гастроэнтеролог высшей категории Ольга Моденова. Дирижирует процессом Всеволод Вишневецкий – бессменный руководитель организации «Общественный контроль».

Издание «Петербургское качество»
(дизайн не уступает содержанию)Незнание закона не освобождает от… безответственности. Всеволод Вишневецкий – борец за всё лучше против всего худшего с более чем 20-летним стажем – проявляет поразительную неосведомленность о значении термина «фальсификат». «Эксперт отметил, что фальсификатом считается то молоко, в котором используется немолочный жир. Недобросовестные производители могут добавлять пальмовое масло, говяжий или свиной жир. Также продукт разбавляют молочной сывороткой, чтобы снизить его себестоимость» («Торговые сети Петербурга торгуют поддельным ультрапастеризованным молоком»).Фальсификат – он разный бывает. Информационный фальсификат – это несоответствие состава продукта заявленному на этикетке (неполная или искаженная информация). Качественный фальсификат – продажа заведомо дефектного товара, то есть продукт изготовлен с нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил, он может представлять угрозу для здоровья, а иногда даже жизни потребителя. С добавлением в молокосодержащие продукты немолочного жира (свиного или говяжьего) или заменителей молочного жира фальсификат, равно как и добросовестность производителя, не имеют ничего общего. Если присутствие растительных или животных жиров указано в составе продукта – производитель не нарушает букву закона. Это все равно что назвать фальсификатором производителей конфитюра или джема – только потому что в состав «братьев» варенья, кроме уваренных в сахарном сиропе ягод, входят загустители – желатин или агар-агар.

Агата Кристи — оригинал, ниже — «фальсификат». На самом деле — разные медийные «продукты»Об одном невозможном отравлении. Горячо и неоднократно против заменителей молочного жира выступала гастроэнтеролог высшей категории Ольга Моденова: «Молоко, которое содержит растительные жиры, в частности пальмовое масло, употреблять в пищу просто опасно. Кроме того, растительный жир сомнительного качества может вызвать обострение желчнокаменной болезни и хронического панкреатита» («Торговые сети Петербурга торгуют поддельным ультрапастеризованным молоком») «Недобросовестные производители в числе прочих нарушений нередко добавляют в творог еще и заменители молочного жира, которые могут содержать не только растительные, но и немолочные животные жиры. Такой продукт может причинить вред здоровью: организм получает повышенную жировую нагрузку, в результате чего человек может даже попасть на операционный стол с обострением желчнокаменной болезни или панкреатита» («Общественный контроль» проверил творог накануне Пасхи: 60% оказалось фальсификатом»)

Во-первых, при панкреатите больному назначается так называемый диетический «стол №5п». Полное исключение жирных молочных продуктов – один из основополагающих принципов данного рациона питания. Допустимо употребление в пищу нежирных молочных продуктов: творога, кефира и молока низкой жирности. Жирная молочка – табу и для пациентов с желчнокаменной болезнью. Ни одному хроническому больному и в голову не придет приобретать натуральное молоко, пользу которого в своих многочисленных комментариях пытается доказать Моденова. Как раз для того, чтобы не попасть на операционный стол. Во-вторых, согласно Техническому регламенту на масложировую продукцию ТР ТС 024/2011: «заменитель молочного жира – продукт с массовой долей жира не менее 99,0%, предназначенный для замещения молочного жира в пищевых продуктах, произведенный из немодифицированных и (или) модифицированных растительных масел с добавлением или без добавления пищевых добавок, с температурой плавления не более 36°С […]». Заменители молочного жира не содержат и не могут содержать «немолочные животные жиры».О.В. Моденова окончила Тюменский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело» в 1982 году. Это «самый общий» факультет, обычно молодому специалисту требуется постдипломное дополнительное обучение, чтобы углубить и конкретизировать свои знания в выбранной области медицины – только после этого он может практиковать. Данные о послевузовском образовании Ольги Моденовой в открытом доступе отсутствуют.

Для студента факультета «Лечебное дело» интернатура — это не только весело, но и обязательноПреступник поневоле. Когда контекст решает всё. Один из «грязных» приёмов журналистики – вырвать чужое высказывание из контекста и пришить туда, где в логике зияет прореха. Так часто происходит, когда очень надо подтвердить субъективное мнение, а крыть нечем. Рецепт нехитрый, но работающий безотказно: взять нейтральную фразу авторитетного спикера (желательно, учёного) и поместить в негативный контекст – ибо, как известно, любой огурец, попадая в рассол, становится солёным.Покажем, как это работает: «Эксперты рассказали, как поддельное молоко из магазинов отравляет организм»: «Однако в большинстве случаев простому обывателю подмену сырья выявить очень сложно — сегодня на рынке много заменителей молочного жира, которые по вкусу, запаху и даже температуре плавления максимально приближены к молочному жиру». При этом молоко, которое содержит растительные жиры, в частности пальмовое масло, употреблять в пищу очень опасно». Заметили, где заканчивается реплика доцента кафедры прикладной биотехнологии Университета ИТМО Анатолия Брусенцева и начинается отсебятина автора? То-то. Плюс «устрашающий» заголовок статьи — вуаля, мнение читателя сформировано.

Еще пример: «Пальмитиновая кислота в больших количествах присутствует в твердых растительных жирах с высокой температурой плавления, в том числе в тех, которые изготовлены на основе пальмового масла, – поясняет доцент кафедры прикладной биотехнологии Университета ИТМО Анатолий Брусенцев.Четвертым фальсификатом из сети «Семишагофф» стало молоко питьевое «Южное» от ООО «Кагальницкий молочный завод» (Ростовская обл.)». С научной точки зрения, сказанное Брусенцевым не противоречит истине и не носит обвинительного характера. Однако композиция текста выстроена таким образом, что в сознании у читателя останется только то, что фальсификат = пальмовое масло. Хотя он, возможно, и не вспомнит ни о пальмитиновой кислоте, ни о температуре плавления.Резюме. Стремление Вишневецкого держать свою организацию «на плаву» и увеличиватьтиражи издания — очень понятны. Однако спекуляция на страхах в деле информирования потребителей категорически недопустима и, более того, преступна.Мы будем продолжать следить за деятельностью организации «Общественный контроль». Не позволяйте запугивать себя недостоверными сведениями!