Летом жители многих российских городов неделями греют воду в кастрюлях и тазиках, ожидая окончания плановых ремонтов. Добавим к этому все прорывы, аварии и внеплановые отключения.
Коммунальщики куда эффективнее очищают карманы, чем придомовые территории.
Согласно исследованию банка «РУССКИЙ СТАНДАРТ» только за 2021-й год тарифы ЖКХ повысились на 9%, а средний чек на оплату составил 3410 рублей.

Тарифы индексируются каждый год на величину, определяемую по каждому региону Правительством. Компетентные органы рассчитывают пределы увеличения на основе статистики, производственных программ и уровня инфляции. В теории это должен быть хорошо отлаженный и прозрачный механизм ценообразования, но это в теории. В реальности ценообразование на тарифы ЖКХ настолько сложно и запутано устроено, что в нем плохо ориентируются сами чиновники. Сейчас расценки естественных монополий регулирует федеральная антимонопольная служба (ФАС), еë предшественницей была федеральная тарифная служба (ФТС). При передачи полномочий (2016-й год) выявились крайне интересные подробности, о которых сообщила начальник Псковского УФАС в интервью «Эхо Москвы в Пскове»:
«Когда ФАС полтора года назад получила полномочия Федеральной тарифной службы, мы начали смотреть нормативно-правовую базу и удивились тому, что нет федерального закона о тарифном регулировании. Когда мы стали интересоваться, как ФТС все это время работала, оказалось, что у них выпущены тысячи инструкций и разъяснений к ним, и простому обывателю и даже профессионалам разобраться в них практически невозможно».
В тот же год ФАС начало разработку единого закона о ценообразовании, который должен был заменить существующий громоздкий и непонятный механизм. Неразбериха в документах и подзаконных нормативных актах создала парадоксальную ситуацию
В 2019 году в ФАС отмечали:
«Неразбериха приводит к тому, что, например, для водоканалов тарифы в одном регионе отличаются в 54 раза, а разрыв в расценках между компаниями, где работа идет по схожим технологиям, — в восемь раз. Подобная ситуация и в теплоэнергетике»
К слову, работа над законопроектам получила первый ощутимый результат только в 2021-м году, т.е спустя 5 лет. В прошлом году ФАС разработала концепцию тарифного регулирования, которая, по замыслу авторов, должна стать законом. Пока этого не произошло, ФАС приходится разруливать ситуацию в ручном режиме. Только за 2021-й год усилиями антимонопольщиков были отменено 49 тарифов в 34-х субъектах, а общая экономия граждан и бизнеса составила 5,6 миллиарда рублей, — сообщил глава ФАС на встрече с Михаилом Мишустиным.

Отдельные успехи мало меняют ситуацию в целом. Задолженность граждан и организаций по услугам ЖКХ за 2021-й год увеличилась на 6% и составила 1,33 триллиона рублей. Факты на лицо: россияне не тянут текущие тарифы, их доходы слишком скромны, чтобы исправно платить за услуги не самого высокого качества. Система работает плохо, а реформа отрасли, которую пытается протолкнуть ФАС на протяжении уже 7 лет, так и остаётся на бумаге.
Отсутствие изменений – не всегда зло, в нашем случае перемены привнести больше проблем, чем их решений. Объявленная в 2018-м году мусорная реформа скрипит и трещит по всем фронтам. Скандалы связанные с расчетом и начислением тарифов прокатились по всей стране и до сих пор заставляют россиян роптать.
Результатом столь необдуманной тарифной политики задолженность граждан перед региональными операторами в прошлом году составила 20% от их выручки.
В 2019-м году российский экологический оператор заявил, что ожидает банкротства 21-го регионального мусорного оператора.
«Мы наблюдаем ситуацию, когда региональные операторы с такими тарифами очень скоро станут банкротами. У нас на карандаше 21 региональный оператор, который сейчас находится в тяжелом финансовом состоянии и без дополнительной поддержки скоро может прекратить свое существование», — сообщил гендиректор РЭО.
Прогноз начал сбываться уже через год. Осенью 2020-го запустилась первая процедура банкротства регионального оператора по обращению с коммунальными отходами, — её главным героем стал вологодский оператор «Аквалайн». Не обошлось и здесь без твёрдой руки ФАС, которая обнаружила необоснованноно высокие тарифы регионального оператора. Многие статьи расходов, заложенные в тариф Аквалайном, не были документально подтверждены, компания решила, что ей должны поверить на слово. Получается, что граждане платят за вывоз мусора и создание новой инфраструктуры по обращению с отходами по необоснованно высоким тарифам, а взамен получают обанкротившегося оператора. Деньги утекают в неизвестном направлении, а о никакой инновационной системе переработки отходов говорить не приходится.

Головная боль остаётся головной болью. Лекарство в виде целительной реформы ещё даже не разработано, не говоря уже о принятии и внедрении. Таблетки в виде отдельных порывов ФАС сэкономить деньги граждан и организаций борются лишь с симптомами, а не причинами, а нарастающая волна долгов и банкротств может окончательно погубить как россиян, так и тех, кто берëт с них деньги. Сложно винить в этом ФАС, потому что ей приходится разбираться с пятнадцатилетним регулированием по типу «подкрутим здесь, отпустим там, сделаем исключение для первых и что-то запретим вторым». Параллельно с ещё неготовой реформой тарифного регулирования была запущена уже ставшая нарицательной мусорная реформа. Долги, протесты, возмущения — лишь круги на воде океана проблем мусороперерабатывающей индустрии. Где-то в глубине своего смертного часа ожидают десятки региональных операторов, первый из которых уже попал под каток банкротства. Деньги уходят, терпение тает, пока некомпетентность правит бал в системе ЖКХ.