Лоббизм по-русски кто рубит сук, на котором мы сидим? Часть 1.

Новости
Официально лоббизма в Российской Федерации нет – по крайней мере, это понятие не зафиксировано в законодательстве, соответствующая деятельность никак не регламентируется и никем не регулируется.

Официально лоббизма в Российской Федерации нет – по крайней мере, это понятие не зафиксировано в законодательстве, соответствующая деятельность никак не регламентируется и никем не регулируется. Тем не менее, существует множество людей, которые зарабатывают на посредничестве между бизнесом и покупателем.

Ввиду специфики устройства нашего государства при коммерческом продвижении любого продукта часто получается смесь плохого и очень плохого. Плохое – это коммерческий лоббизм компании, которая хочет пролезть на рынок хоть тушкой хоть чучелом (традиционное «купи-купи-купи»), очень плохое – это горе-эксперты всех мастей, которые накидывают свои идеи на вентилятор в поддержку этого товара или очернения продукции конкурента. Российский покупатель в большинстве своем наивен и доверчив, ему легко «замазать глаза» мнениями авторитетных экспертов и позицией «независимых» правозащитников (за карман идею люди борются!)Отраслевые союзы, фонды защиты потребителей/экологии/неопознанных летающих валенков и т.п. – «золотая жила» для лоббизма: чиновники более склонны учитывать мнение общественных объединений и «независимых» экспертов, а не конкретной компании – пусть даже с безупречной репутацией.

Вот, к примеру, новость, которая еще долго будет сотрясать российский масложировой комплекс: с октября этого года льготная ставка для импортируемого пальмового масла вырастет в два раза – с 10% до 20%. Комитет Госдумы по бюджету и налогам воспринял новость «на ура»: скоро дружно всей страной будем кушать натуральную молочку «из-под коровки». Как-то заметается под ковёр то, что российское животноводство на данный момент не в состоянии покрыть провал рынка в размере 1,06 млн тонн, который возникнет в результате введения акциза. Поэтому по факту импорт «пальмы» в нашу страну уменьшится незначительно – тропическое сырьё даже с учётом нового НДС производителю обойдется дешевле, чем дефицитный молочный жир.

Мотивы и аппетиты налоговиков в зачистке «пальмовой поляны» понятны – расширение налогового притока без дополнительных усилий с их стороны обеспечено. Другое дело, что с этим повышением неминуем пропорциональный скачок цен на кондитерку, хлебобулочные изделия и молочные продукты, которые практически полностью «made-of-palma». Расплачиваться за тягу депутатов к натуральности предстоит рядовым гражданам. Но председателя Комитета по бюджету и налогам Вячеслава Володина это не печалит – об этом голова должна болеть у председателя Комитета по экономической политике и промышленности.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ. 

Молочники откровенно ликуют. Исполнительный директор Национальной ассоциации производителей молока и молочной продукцииКаролина Линте  (наши комментарии – в квадратных скобках с нижним подчеркиванием):

«Важно знать! В молочных продуктах категорически запрещено использование растительных жиров. [Кем запрещено? Ни в одной стране мира такого запрета нет и быть не может] Это предусмотрено нормами продовольственного кодекса. [Какого? Таких не знаем] Говорить о том, что растительные жиры вредны или не вредны, все-таки должен врач-диетолог [вот именно!] Но есть тенденции и научные исследования, которые доказывают, что все-таки растительные жиры или транс-жиры, которые используются в некоторых так называемых продуктах на основе молока и жира, не расщепляются [хоть одна ссылка на исследование?] Есть вероятность того, что они откладываются на сосудах и приостанавливают метаболические процессы в организме [такой вероятности нет: пальмовое масло в составе продукта переваривается, как и любой другой компонент питания, с помощью фермента пищеварительной системы под названием липаза]»

Знакомьтесь, махровый сермяжно-домотканный лоббизм по-молдавански. Впрочем, российские коллеги не сильно отстают. Эксперт маслоэкстракционного производства Сергей Кузнецов: 

«Его [пальмового масла] минус заключается в том, что у него температура плавления выше 40 градусов, то есть, попадая в тело человека, оно не растворяется. Вторая проблема, которая касается именно рынка пальмового масла России, заключается в том, что поставщики тащат сюда не качественное пальмовое масло, рафинированное и дезодорированное, а что подешевле. Объем пальмового масла, ввозимый на территорию России, колоссальный. Мы сейчас «пальму» употребляем в твороге, молоке, в любых продуктах, где требуется повышение жирности. В Европе запрещено потребление пальмового масла в любом виде. А что касается введения налогов, ограничительных мер, я думаю, бизнес найдет все равно лазейки, и это мера условная, надо запрещать и всё».

Даже аргументы те же, что у Каролины Линте: в организме пальмовое масло якобы не растворяется, в Европе запрещено, в Россию ввозят некачественную «пальму». Не важно, что растительное сырьё (и подсолнечник, и рапс, и соя, и пальма) после входного контроля в обязательном порядке проходит еще и процесс обработки уже на производстве, чтобы соответствовать нормам Технического регламента на масложировую продукцию. Нет, к чему разбираться – надо запрещать и баста. Невольно на ум приходит профессор Преображенский с его обоснованной критикой шариковских «советов космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить запретить».

Более мягкий вариант – заменить пальмовое масло кокосовым – предлагает руководитель Московской испытательной лаборатории ФГБУ ЦНМВЛ, Оксана Другова:

 «При фальсификации чаще всего добавляют пальмовое масло для удешевления. Но могут добавлять и кокосовое масло. Оно на порядок дороже и не такое вредное, как пальмовое масло».

 Организму усвоить кокосовое масло на порядок тяжелее, чем пальмовое: в кокосовом масле до 90% насыщенных жиров (для сравнения, в пальмовом масле их в два раза меньше). Согласно рекомендациям ВОЗ по профилактике инфарктов и инсультов, насыщенные жиры в питании следует ограничивать, поскольку они ведут к накоплению «плохого» холестерина и повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний.  Зачем спикер заведомо дезинформирует читателя? Расшифруем аббревиатуру места, где трудится Оксана Другова: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория». Это учреждение оказывает достаточно недешевые услуги (прейскурант на 61 странице) по всем направлениям скотоврачевания, поэтому его специалистам, как никому, бурёнка роднее пальмы. Априори понятно, что с кокосом, скорее всего, никто из производителей не станет связываться из-за его дороговизны. Поэтому логично, что если утопить «пальму», всплывёт молочный жир. Всплывет молочный жир — на арене появятся коровы. Которых надо лечить.

Некоторые союзы занимают позицию «ни нашим, ни вашим». Главный технолог Союза мороженщиковНаталья Уткина: 

«Что касается обработки пальмового масла, если просто его взять и очистить, чтобы сделать дезодорированным и рафинированным, то при технологической обработке этого масла действительно есть такие возможности, что в результате масло может иметь неполезные свойства».

Гениальная по своей обтекаемости формулировка. То есть при обработке масла его можно сделать потенциально «неполезным». Вот что по факту сказала Уткина. Но информацию спикер подала таким образом, что все равно у читателя остался осадок сомнения. В природе нет такого продукта, который нельзя было бы в процессе обработки испортить: теоретически даже борщ можно отравить цианидом.

КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ ИЛИ ПРИТОНЫ ПО ПРИСТРАСТИЮ (К ДЕНЬГАМ)? 

Иногда в прессе натыкаешься на откровенный абсурд, не совместимый даже с элементарным здравым смыслом. Думаешь, что читаешь соцопрос пятиклассников-двоечников в рамках реализации какой-нибудь очередной госпрограммы по повышению уровня образования. Смотришь на регалии спикера и – не-а, эксперт или директор фонда пищевой безопасности/защиты прав потребителя. В этот момент на самом деле очень надеешься, что они это несерьезно. Или же права Рената Литвинова с её нетленкой. Действительно, страшно жить, осознавая, что эти люди могут повлиять на продовольственную безопасность страны.

 Андрей Дёмин, Президент Российской ассоциации общественного здоровья (РАОЗ):

«Пальмовое масло страшно вредно, так как является насыщенным жиром, который приводит к ожирению и атеросклерозу сосудов. Гораздо полезнее употреблять ненасыщенные жиры, которые, кстати, содержатся в оливковом или подсолнечном масле. Нам следует открыто оповещать о последствиях употребления пальмового масла нашего потребителя. И еще: необходимо менять масложировые технологии».

Пальмовое масло представляет собой смесь насыщенных и ненасыщенных жирных кислот, причём с перевесом ненасыщенных – 51% против 48% насыщенных жиров. Насыщенные жиры действительно менее полезны, чем ненасыщенные, о чем писала ВОЗ в своем докладе «Предупреждение инфарктов и инсультов» еще в 2005 году. Однако в одном списке с пальмовым маслом оказались и другие продукты с высоким содержанием насыщенных жирных кислот: например, печень, сало, яичные желтки и даже шоколад. А сливочное масло и жирная молочная продукция и вовсе опережают пальмовое масло по вредности, занимая первую и вторую строчки списка ВОЗ соответственно. Странно, что человек, отвечающий за общественное здоровье, этого не знает.

Пока Президент РАОЗ ратует за смену масложировых технологий, они уже почти года два как поменялись: с 1 января 2018 года на территории стран Таможенного союза вступило в силу ограничение содержания транс-изомеров жирных кислот в масложировой продукции до 2%. Это решение стало последним гвоздём в крышке гроба гидрогенизации – технологии, применение которой не обеспечивало должного уровня безопасности конечного продукта. На смену ей пришли технологии переэтерификации и фракционирования. Так что Андрей Дёмин с его призывами отладить технологии производства даже к шапочному разбору не поспел.

Эксперт по безопасности питания, гендиректор некоммерческого партнёрства «Фонд продовольственной безопасности» Елена Багмутова

«Добавление в молочную продукцию дешёвых компонентов на основе того же пальмового масла может привести к серьёзным проблемам, вплоть до нарушений в работе печени. Особенно опасен суррогат под видом молока для детей дошкольного возраста, пожилых людей с нарушениями функции желудочно-кишечного тракта. Защитить потребителя от опасных лжепродуктов – важнейшая задача контролирующих и компетентных органов».

 «Может привести к серьёзным проблемам». А может и не привести, разве нет?.. Избыточное употребление самой натуральной и биодоступной воды может привести к нарушениям сна и работы почек, гипергидрозу (повышенной потливости) и даже гипонатриемии (водной интоксикации организма). От последней умирают, между прочим.

По мнению исполнительного директора Масложирового союза Михаила Мальцевапальмовое масло – лучшая альтернатива женского грудного молока по причине сходного жирнокислотного состава:

«Заменить пальмовое масло другими жирами растительного происхождения в детском питании нельзя, так как оно обладает особыми техническими характеристиками. Например, добавляют его в детское питание как заместитель грудного молока, так как в пальмовом масле содержится пальмитиновая кислота».

 ЗАЩИТНИКИ, КОТОРЫХ МЫ ЗАСЛУЖИЛИ. 

Многочисленные общественники существуют на деньги бизнеса или, как заявлено практически на каждом первом официальном сайте, на «добровольные пожертвования». Другими словами, это, в принципе, латентные лоббисты. Для которых главное – не принципиальность, а договороспособность.  Деятельность активистов организации «Зелёный фронт» благородна: борьба с несанкционированными городскими свалкамиисследования по поводу загрязнения Байкаласудебные разбирательства с нерадивыми чиновниками, игнорирующими обращения неравнодушной общественности.Но как только «зелёные» фронтовики штурмуют пищепром, начинается альтернативная реальность: начиная от войнушки с бабульками-грибницами с рынка до неравной битвы с фальсификатом.

 Руководитель природоохранных проектов МЭОО «Зеленый фронт» Егор Леонтьев:

«До конца 2019 года активисты планируют реализовать в Северо-Западном федеральном округе пилотный проект, направленный на выявление фальсификата молочной продукции, а также общего ознакомления населения с проблематикой, в частности доказанного в научных трудах негативного воздействия пальмового масла (особенно низкокачественного) на здоровье людей».

Егор Леонтьев, судя по его профилю в соцсетях, человек действия. Уже несколько лет он принимает непосредственное участие в движении против пластиковых отходов за раздельное выбрасывание мусора, борется с нелегальными свалками, незаконными площадками для сжигания отходов, со зловонными стоками в водоемы. Это очень похвально, но, очевидно, тема фальсификации для него – terra incognita, куда он вступил с рвением, достойным лучшего применения.

«Магазины наводнила продукция на основе пальмового масла, причем самого дешевого и низкокачественного. Из 10 проверенных продуктов шесть отказываются поддельными. Недобросовестные предприятия стараются закупать меньше молока, больше сыворотки, используют пальмовое масло, амортизаторы [может, ароматизаторы всё же?] и на выходе получают что хотят – масло, сметану, творог. Образно говоря, заменяем молоко мылом с таким же вкусом. От этого страдает молочное животноводство, качественной продукции сложно конкурировать по цене, ситуация ухудшается, на фермах все меньше денег»

— Источник

Пальмовое масло входит в число 17-ти видов растительных масел, которые соответствуют Пищевым стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Но для кого-то и ВОЗ – не указ. Выборка из 10 продуктов, конечно, очень показательна (шутка). Но вот у потребителя тоже всё меньше денег (не шутка). Чудеса избирательного зрения демонстрирует Леонтьев, рассуждающий в оптике «тут вижу – тут не вижу»: экономические трудности сектора животноводства он видит, финансовые проблемы населения – нет. Спикер не задумывался, что молочное животноводство страдает от того, что некому аграрную целину поднимать? А вовсе не из-за пальмового масла, которое, при своей безопасности, и дешевле и технологически более привлекательно?..

Итак, ситуация с повышением НДС на «пальму» приоткрыла завесу тайны над механизмами лоббизма по-русски. Общественные организации и активисты всеми силами стараются приуменьшить/преувеличить масштаб проблемы (в зависимости от того, куда ветер дует) и (в любом случае) преподнести её в выгодном для себя свете борьбы за права потребителя или заботы о здоровье нации. «Эксперты» и главы отраслевых ассоциаций/союзов демонстрируют чудовищную некомпетентность и незнание даже базовой школьной программы. Шаткость интеллектуальной позиции компенсируется пышными названиями отраслевых ведомств и пафосом, с которым произносится отборная чушь. И ведь к их некомпетентному мнению прислушиваются, эти люди даже чем-то руководят!Доблестные представители власти тем временем проводят в жизнь «нужные» им законы. А народ продолжает думать, что во всей этой адской смеси главный ингредиент – пальмовое масло.Кто еще заваривает несъедобную кашу на пальмовом масле? Совсем скоро – вторая часть «Лоббизма по-русски». Следите за обновлениями на нашем сайте!

Оцените статью
Добавить комментарий