11 января 2019 года истек полугодовой срок, который был отведен производителям продуктов со смешанным жировым составом, в которых используется и растительный, и животный жир на смену упаковки и оформление документации на товары с «обновленными» названиями и маркировкой. Предложения Роскачества по ренеймингу продуктов с жирами немолочного происхождения вызвали прошлым летом бурные дискуссии. Не всем пришлось по душе громоздкая схема «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, изготовленный по технологии сыр/молоко/сметана» и т.п. Основной претензией была «неудобоваримость» формулировок: пока дочитаешь этикетку до конца – забудешь, что искал. Протестные движения не увенчались успехом, победа в битвах за маркировку осталась за формалистами. В борьбу с фальсификатом оказались втянуты безопасные для здоровья продукты на растительной основе. Что не добавило им хорошей репутации.

Журналисты незамедлительно отреагировали на нововведения потоком статей с «кричащими» заголовками: «В январе на российских прилавках не должно остаться лже-молочки», «В России фальшивую “молочку” запретили называть сметаной и сливками», «Слезть с пальмы. Продукты с пальмовым маслом ждет специальная маркировка», «Продукты с заменителями молочного жира (ЗМЖ) лишают маскировки» и т.п.
Фальсификат и растительные жиры в сознании массового потребителя – практически сиамские близнецы. Неразделимы они для обывателя еще с далекого постперестроечного периода, когда недобросовестные производители в жажде наживы «забывали» указывать на этикетках наличие немолочного жира в продукте и продавали товар как 100% молочный и по соответствующей цене. Из всех растительных масел особенно достается пальмовому из-за его дешевизны (в сознании среднестатистического россиянина прочно укрепилось, что «дешево» значит «плохо»), нарастающих объемов импорта и дезинформации рядового потребителя сторонами, лоббирующими интересы молочных холдингов. Охочие до сенсаций СМИ подхватили «жареную» тему «продуктового геноцида россиян». Так и повелось: где фальсификат, там «пальма». И наоборот.

Особое негодование общественности вызывают жульничества с молоком. Первый вкус детства для всех млекопитающих окружен священным ореолом. На химическом уровне всё гораздо проще. Молоко – это эмульсия жира в воде с молочным сахаром (лактозой), некоторыми микроэлементами и белками. Пальмовое масло – тоже жир, только растительного происхождения, примерно половина жирных кислот в его составе – ненасыщенные, которые полезнее насыщенных. Этот вид тропического масла используется для изготовления продуктов с длительным сроком хранения: кондитерских изделий, творожных десертов, плавленых сырков, сгущенного молока. Кроме того, оно обладает свойством улучшать вкус и внешний вид продуктов, снижает их себестоимость. В сознании русского человека понятия «дёшево» и «качественно» никак не могут ужиться. Между тем, огромный объем среди потребляемых растительных масел сегодня пальмовое масло стало занимать благодаря своей термической устойчивости и тому, что при производственной обработке не образуются вредные трансизомеры. В этом свете комично выглядят утверждения некоторых «экспертов» по поводу того, что пальмовое масло – «неправильное», потому что в пищеварительном тракте оно не «плавится» и «забивает» желудок. На «пальму» навешан целый сонм собак – от ожирения до ишемической болезни сердца, сахарного диабета 2 типа, онкологии, импотенции и чуть ли не синдрома внезапной детской смерти. Покупать «пальмовые» продукты очень опасно, ведь вы же не враг себе, правда?

Еда уже давно не воспринимается как нечто, необходимое для поддержания жизнедеятельности: она может либо исцелять, либо убивать. Третьего не дано. Следовательно, нужно есть только «полезную» еду (гарантом полезности нередко служат слухи и «желтая» пресса) и сокращать употребление того, что на всех углах кличут вредным. Совсем не обязательно задумываться, существует ли у подобных обвинений фундамент в виде исследований и насколько он надёжен. Интересно, что производители «правильной» «молочки», очевидно, в курсе шаткости своей доказательной базы. Но их цель – не найти истину, а заронить тень сомнения и встревожить возможными жуткими последствиями общественность. Спекуляция на родительских чувствах – беспроигрышный ход. Вы что, хотите, чтобы ваших детей с пеленок травили злые и жадные капиталисты? Тогда продолжайте кормить свое чадо смесями на основе пальмового масла, пока весь цивилизованный мир… а вот здесь загвоздка. Потому что более здоровую альтернативу в детском питании цивилизованный мир еще не придумал, ведь пальмитиновая кислота содержится в женском грудном молоке. И за рубежом значительно лояльнее относятся к пальмовому маслу, чем на наших просторах: лидеры потребления по итогам 2018 года – Индия (10,5 млн. т), Евросоюз (6,5 млн. т), Китай (5,6 млн. т). Россия (950 тыс. т) занимает в рейтинге «пальмоедов» лишь девятое место. В прошедшем году, кстати, вырос интерес к пальмовому маслу у японцев: в Страну восходящего солнца завезли 760 тыс. тонн, что на 2,9% больше, чем в 2017-м. Получается, что японцы потребляют этого сырья на душу населения больше, чем наши соотечественники. (Данные по импорту предоставлены Малазийским Советом Производителей Пальмового Масла и Федеральной таможенной службой РФ).
Не верьте тем, кто говорит, что «пальма» – «чистый яд», особенно для детей, поэтому покупать нужно молочную продукцию исключительно с животными жирами, хоть она и дороже. Запомните: покупать нужно не то, что дороже, а лучше.