НАУКА, КОТОРАЯ НЕ ПРИЖИЛАСЬ. ИСТОРИЯ СУРОВОЙ РУССКОЙ ЗАСТРОЙКИ

Новости
Урбанистика или застройка? В России ответ на этот вопрос ответили однозначно - застройка, что стало причиной трагедии городов России и бывшего СССР.

Ответ на вопрос, почему наши города выглядят довольно мрачно и уныло, а зачастую в них неприятно и неудобно жить, нужно искать в истории, которая как обычно полна некомпетентности. Так что же такое урбанистика и чем она отличается от привычного русскому уху “застройка”? Урбанистика — это наука о городском пространстве, о том, как организовать городское пространство таким образом, чтобы людям было приятно и удобно в нём жить, чтобы люди чувствовали причастность к среде, в которой они живут. Это невозможно измерить только квадратными метрами и количеством этажей, это комплексная и очень многогранная дисциплина. Застройка же подразумевает лишь количественное измерение освоения территории.  Надо, чтобы на территории было столько домов, столько больниц, школ, такой этажности и по такой-то цене — всё, дальше мысль застройщиков, проектировщиков и городских властей не идёт.

Первый этап массовой застройки в России пришёл на время правления Сталина. Знаменитый “Сталинский ампир” оставил важный след в российской архитектуре и смотрится пышно, роскошно и удобно даже сейчас. Какими-то оригинальными решениями проектирование городов того времени не отличалось, но сталинская архитектура была яркой, с широкими дворами, большими расстояниями между зданиями, парками, зелеными зонами вдоль зоны жилой застройки. Этой архитектуры было немного, но сделана она была качественно. Дом и территория вокруг него становились не только местом обитания, но и средой для отдыха, для удовлетворения эстетических потребностей людей. Однако с остальной инфраструктурой были серьёзные проблемы. Места для парковок отсутствуют, школы, больницы, поликлиники и магазины могли находится очень далеко и не соответствовали потребностями стоящих вокруг домов. Сами же дома хоть и были сделаны на совесть, но их количество было невелико и большинство людей жило в коммуналках, бараках и другом не самом лучшем жилье.

На смену балясинам, колоннам, лепнине и кованным балкончикам пришёл известный хрущевский тезис “без излишеств”. Дома из панелей начали лепить по всей стране как пирожки. Самое главное достоинство планировки районов того времени стали доступность жилья и удобное расположение инфраструктуры — школа, детский сад, магазины и дома быта были в каждом микрорайоне, т.е в шаговой доступности. Сами микрорайоны активно засаживали деревьями, поэтому концепция города-сада получила свое отражение в советских дворах. Малая этажность этих домов создавал определенную атмосферу уюта и уединенности, а проблема с местами для парковок решилась сама собой — в СССР автомобиль был предметом роскоши.

Менялись вожди, но главные принципы советской застройки менялись мало. Менялась этажность домов, менялся размер квартир и материалы для стройки, но неизменным оставался принцип микрорайонов и заселения домов представителями совершенно всех социальных слоёв. В советской пятиэтажке по соседству спокойно могли жить рабочие, бывшие крестьяне, интеллигенты, алкоголики, диссиденты и парт.работники невысокого статуса. Может быть не всем такое соседство покажется удобным, но с точки зрения урбанистики это хорошее решение. Таким образом люди обмениваются социальным опытом и микрорайон не превращается в гетто, где формируется лишь несколько моделей поведения, преимущественно асоциальных.

Мечта о городе-саде рухнула вместе с СССР. Наплыв автомобилей и социальное расслоение превратили не самую плохую задумку — микрорайоны в крайне неудачное урбанистическое решение. Города утопали в пробках (коммуникации между микрорайонами были продуманы довольно плохо), а отсутствие парковочных мест вынуждало закатывать в асфальт зелёные советские дворы. Рыночная экономика предполагает, что есть те, кто преуспел и те, кто преуспел меньше. Те, кто побогаче начали переселяться в новые дома, а самые бедные и неудачливые оставались в микрорайонах. Потихоньку такие микрорайоны становились неблагополучными, в них появлялась преступность, наркомания алкоголизм. На фоне красивых голливудских картинок серость советской застройки бросалась в глаза всё сильнее. Многих это угнетает, вгоняет в тоску, что так же негативно отражается на социальном самочувствии, а для жителей советских многоэтажек возникла проблема содержания лифтов, подъездов и дворов. Так как дома были просто огромными, то “своим” это пространство никто не считал. А зачем тратить ресурсы на что-то, если оно не твоё. Отсюда убитые подъезды, испорченные лифты, запустелые дворы. Дома, в которых живут сотни и тысячи собственников квартир, не могут эффективно управляться при помощи ТСЖ, а управляющие компании не так, чтобы заинтересованы в развитии качественной архитектуры.

В современной России застройка так и не смогла превратиться в урбанистику. Вся застройка даётся на откуп дельцам, которых из показателей волнует лишь цена квадратного метра. Инфраструктуры нет, архитектуры нет, остаются лишь безликие “человейники”. Проблема в первую очередь связана с отсутствием адекватного территориального планирования и внятных государственных стандартов. Вот, что говорит эксперт-урбанист о современной российской застройке:

“Есть единственный документ, генеральный план, который пишется на много лет или десятилетий вперед. Он задает самые общие рамки. Например, тут правительство города через 10-20 лет будет строить автодорогу, а тут — выводить порт. Под эти нужды территории должны резервироваться: например, нельзя продать в собственность землю, где пройдет дорога, соединяющая центр города с аэропортом. Но чиновники не задают стратегических рамок развития города, а земля по факту продается кусками. Крупные девелоперы покупают тысячи гектаров, распродают их мелким, те — уже застройщику, который строит там высотку. Все происходит путем расщепления, раздербанивания на мелкие участки. А дальше единственное, что наше законодательство регулирует, касается финального участка: социальная инфраструктура и возможная нагрузка — количество парковочных мест, детские сады, школы, которые должны возникнуть на этих метрах. Вот и все. Даже высотность не регулируется — это не центр”.

Проблема урбанистики не просто мешает нам жить, она буквально сформировала и пронизывает всю нашу жизнь. Мы вынуждены жить в городском пространстве, которое не соответствует потребностям человека 21-го века. Это нервирует граждан, повышает преступность, вгоняет людей в тоску, создает пробки, гетто, переполняет общественный транспорт. Современным российским и бывшим советским градостроителям было невдомёк, что строят они не дома и квартиры, а города и целые человеческие судьбы. А всему виной лишь нежелание видеть будущее, заглянуть чуть дальше во времени. Но пока что деньги диктуют свою волю, а некомпетентные люди этой воле ни коим образом не противостоят, да и не хотят противостоять.

Оцените статью
Добавить комментарий