Российские чиновники нередко допускают неосторожные и порой обидные высказывания. Этим наших граждан, к сожалению, уже не удивить. Как не удивить и тем, что многие демонстрируют откровенную некомпетентность и даже незнание родного языка. Учитывая строгий отбор на госслужбу, ситуация выглядит печально.

Например, сотрудникам администрации Ульяновской области приходилось сдавать экзамен по русскому языку. В тестах встречались даже вопросы правописания «жи» и «ши». Эту систему ввел местный губернатор, которого возмущали ошибки в документах.

Однако, некоторые чиновники не только не могут писать без ошибок, но и не знают, как составлять логичные и понятные предложения. А ведь это важно, профессия все-таки публичная.
Видимо, оценив масштаб бедствия, в 2019 году Высшая школа госуправления РАНХиГС запустила специальный образовательный курс, на котором чиновников учат «правильно говорить с журналистами и обычными гражданами». Как отмечала директор Центра современных коммуникаций ВШГУ Лариса Катышева, делая некорректные высказывания, чиновники «не хотели кого-то оскорбить», а всего лишь «не смогли правильно сформулировать мысль и донести до аудитории». Звучит как оправдание, так ведь?

Яркий пример тому выступление на одном из форумов тогда еще замминистра здравоохранения Елены Бойко.
«Я просто очень хотела сказать, что очень важно, что, а теперь как бы акцент, в частности. Действительно, у нас 85 субъектов, и действительно крайне важно, чтобы все территории нашей страны, они разные реально. (…) Чтобы изменить здравоохранение, улучшить здравоохранение нашей страны, необходимо менять философию внутри здравоохранения. Я бы сказала, что это не взлетит».
Что она хотела донести до аудитории, не понял никто. Вскоре после резонанса в социальных сетях чиновницу освободили от должности, по официальной версии – по собственному желанию
Вряд ли госпожа Бойко не разбиралась в теме, очевидно – просто не умеет формулировать мысли. Хуже – когда чиновники допускают ошибки, которых быть не должно по долгу службы. Удивительно, что их не наказывают увольнением, а как не сдавших экзамен студентов, отправляют на пересдачу.
В прошлом году в Бурятии чиновничья ошибка довела до прокурорской проверки. Двое госслужащих не знали российское законодательство в сфере госзакупок. Вместо того, чтобы уволить за профнепригодность, их отправили на курсы повышения квалификации.
А вот в Иркутской области была и вовсе не поддающаяся логике ситуация. Заксобрание собиралось наградить госслужащих, после того как в некомпетентности их обвинил сам президент, раскритиковав действия по ликвидации последствий наводнения в регионе. Спустя месяц в бюджете на премии заложили более 300 миллионов рублей.
Представьте, если бы врача, не понимающего различий между почкой и печенью, и навредившего из-за недостатка знаний пациенту, либо отправили доучиться и после снова допустили в операционную, либо сразу бы выписали премию? Сравнение, конечно, утрированное, но ведь и некоторые чиновники регулярно демонстрируют незнание даже базовых компетенций, необходимых для госслужбы.
«Когда ваши сотрудники из-за своей халатности, из-за ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей допускают безобразия, с ними нужно расставаться, или направлять их на учебу».
Странная, если честно кадровая политика. Показателен пример в Белгородской области, когда врио губернатора не смог записаться сам к себе на прием. Ситуация комичная и печальная одновременно. В управлении по обращениям граждан просто не ответили на звонок, хотя все ответственные сотрудники находились на месте. Примечательно, что сам губернатор жаловался, что подобная ситуация продолжается уже три месяца. Но тем не менее, увольнять никого не стал.
«Разбирайтесь. (…) Я не понимаю, что происходит, или саботаж или некомпетентность?»
Если глаза закрываются даже на нежелание (вряд ли неумение) поднимать телефонную трубку, то что говорить о серьезных вещах. Печально, что подобных «парадов некомпетентности» по всей России хоть отбавляй: то знаки дорожного движения установят так, что они противоречат ПДД, то не могут разобраться с документами, чтобы выделить жилье участковым или даже назначить собственные зарплаты и пенсии, то учатся «как надо работать» у застройщиков, то не могут правильно составить техзадание. Все-таки чиновник – профессия, в том числе предполагающая работу над повышением качества жизни населения, улучшением различных сфер, включая здравоохранение и образование. На практике же получается так, что некоторым госслужащим самим нужно улучшить собственное образование и перестать создавать проблемы гражданам.