Школьные учителя уже позади, родители считают тебя взрослым, а жизнь часто приходится начинать с чистого листа в другом городе. Новое место, новые знакомые и друзья, и новое жилище. Общежитие — первое, с чем ассоциируется студенчество. Приходится делить комнату с другими жильцами, находить общий язык, учиться жить самостоятельно. Казалось, что жилье, предоставляемое студенту государством, должно помогать ему в обучении, быть комфортным и удобным. Но в нашей стране одно слово — «общага» прекрасно описывает уровень комфорта и быта студентов.

Обшарпанные стены, убитые кухни и сан.узлы, две душевые на всё общежития — стандартный набор для студенческого жилья. Может показаться, что подобные описания можно услышать лишь из уст поколения, чья молодость пришлась на конец XX века. Родители часто рассказывают детям о том, как они выживали в общагах, жили скромно, но весело.
Иронично, что время идёт, а студенческая жизнь в нашей стране не меняется. В 2019-м известный блогер Илья Варламов в канун начала учебного года опубликовал фотографии убитых студенческих общежитий со всей страны.

«Получилась неплохая подборка. По-моему, в категорию «п…ец» попадает намного больше комнат, чем в категорию «норм». А вариантов «хорошо» и «отлично» я вообще не вижу. Но, напомню, я школу общежития не проходил, так что всё на ваш суд» — написал Варламов.
Портал Е1.RU опубликовал целый репортаж из студенческих общежитий Екатеринбурга. Некоторые из общаг были в списке Варламова. Во многих тараканы, в других отделка и ремонт ещё советского пошиба, а часть хоть и выглядит опрятно, но не вселяет оптимизма — на вид серость и убожество.
Мэры и губернаторы любят попиариться на теме студенческих общежитий. Раздаются поручения, приказы, большие начальники лично принимают ремонт и получают отзывы от студентов.
В апреле этого года губернатор Новгородской области лично проинспектировал отремонтированные общежития, пообещал выделить деньги на новые душевые, новый линолеум и плитку. Похвальное начинание, нужное, как и множество других, но все они касаются не столько комфорта и качественной жилой среды, сколько удовлетворения базовых человеческих потребностей. Вдумайтесь, мы счастливы уже тому, что наши студенты могут без лишних усилий принять душ, приготовить пищу и, простите, справить нужду. Это должно быть само собой разумеющимся, а нам предлагают радоваться и гордиться. Проблема не столько в качестве самих общежитий, сколько в нашем восприятии, мы считаем совершенно нормальным, что в общежитии студентов должна ждать нищета, грибок, тараканы и другие «радости».

Задумывались, в чем корень зла? Как и всегда, ответы нужно искать у истории. Большая часть общежитий в нашей стране построили ещё во времена СССР, что и стало их проклятием. Страна советов много тратила на социалку, но больше всего она тратила на оборону. Пролетарский и солдатский аскетизм, можно сказать, был мерилом всего. «Жить можно» — характерная фраза того периода, сохранившаяся и в нашем лексиконе. Что она означает? Жить, конечно, не очень удобно и приятно, но базовые потребности удовлетворить можно. По этому принципу строились советские квартиры, санатории, оказывался сервис, — вспомните, чего стоил советский общепит.
Стране нужны были масштабы, объёмы, качество советских руководителей волновало не часто. Со специалистами дело обстояло так же. По поводу качества образования в СССР можно долго дискутировать, но качество студенческих общежитий уже тогда оставляло желать лучшего.
Леонид Брежнев, как-то заметил, что экономика должна быть экономной, так и получилось. Общежития строились по типу казарм. Стол, стулья, кровати общие душевые и санузлы и кухня. Считалось, что этого достаточно.
Кроме откровенно убогого быта студенческие общежития снабжались вездесущими надзирателями. Комендант, охранник, вахтерша, кастельянша — неполный список названий этих прекрасных людей. Вдумайтесь, часть этих названий откровенно военного происхождения. Язык не обманешь, эти названия прошли проверку десятилетиями.
В условиях очень скудного и однообразного быта и тотального надзора, мелочных запретов и выговоров от людей, получивших каплю власти в свои руки (синдром вахтера) студенту очень сложно ассоциировать себя со своим жилищем.
Отсюда вытекает другая проблема — тотальная бесхозяйственность. Студенты относятся к общежитию и его имуществу как к чему-то чуждому и данному. Отсюда, — ремонт как причину не берём, — убитые ванные, кухни, коридоры и комнаты. Сравнение будет жёстким, но никто из заключённых так же не испытывает трепета по отношению к имуществу колонии или тюрьмы. Менять нужно не кафель и обои, а отношение к студентам.

В развитых странах общежития это не просто жильё с минимальным набор удобств, а место, где студент может жить и развиваться как гармоничная личность. В комнатах живёт не более нескольких человек, в каждой комнате есть отдельный санузел и душевые. Существуют помещения для занятия спортом, чтением и даже музицированием. Сотрудники общежития не могут без веской причины вломиться в комнату к студентам и начать их отчитывать. Во многих общежитиях нет временных ограничений на вход и выход из здания, — студенты чувствуют себя свободными. Они чувствуют, что общежитие — это их дом, они заботятся и пекутся о его чистоте и сохранности. России есть чему поучиться.
Пока что всё изменения в общежитиях касаются лишь косметического или капитального ремонта помещений. Общежитиями современного типа могут похвастаться лишь некоторые вузы, преимущественно столичные. Менять необходимо социальные отношения, взгляд на студентов. Нельзя вечно жить реалиями XX века и экономит на всём, кроме самого необходимого. Театр начинается с вешалки, а качественное образование с общежития, — об этом стоит помнить.