Последние несколько месяцев в России главной темой для обсуждения является рост цен на продукты. Не удивительно, даже Росстат признал это и сухо сообщил, что за год провизия подорожала на 8,2%. Документ, но Росстат уже запретил к нему доступ. Альтернативные ссылки здесь и здесь. Примечательно, что в Европе этот показатель ниже российского в 7,5 раз – 8,2% против 1,1%.
Рост был настолько стремительный, что еще в декабре прошлого года его заметили не только россияне, но и президент. Тогда были заморожены цены на сахар и подсолнечное масло. Спустя три месяца кабмин решил продлить заморозку, несмотря на данные экономического мониторинга Счетной палаты, которая предупредила, что такие меры приведут к дефициту продуктов на магазинных прилавках.
Настал март и регионы начали бить тревогу. Среднероссийский показатель инфляции был превышен в Оренбуржье. Недоступными для некоторых местных жителей оказались мясо, яйца и майонез. На резкое подорожание продуктов пожаловались и астраханцы. Гражданам объясняют – во всем виноват рост цен на корма, удобрения и импортные компоненты.
Что касается общего роста цен, то это происходит не только из-за использования импортного оборудование и ингредиентов, а также из-за ослабления курса рубля и стремления производителей выровнять внутренние цены в соответствии с мировыми.
А что россияне? Да ничего. Покупают, что подешевле, экономят, как умеют. Затягивать пояса потуже – старинный русский метод. Удивительно другое, в очередной раз загнав население в угол, его продолжают запугивать байками про дешевое пальмовое масло. Признавая, что подорожало все сырье, включая ПМ, в новостных лентах то и дело мелькают новости, что «выхода нет» — «пальма» все равно остается дешевой и ее будут использовать производители продуктов питания. Как будто это что-то плохое. Все-таки любит пропаганда манипулировать на убеждениях «дешево – значит не качественно». Особенно когда цены вышли из-под контроля и многим даже не хватает на еду. Вместо того, чтобы объяснить, что пальмовое масло – обыкновенное растительное масло, со своими плюсами и минусами, многие СМИ только еще больше внушают в людей чувство безысходности, написав в заголовках своих «новостей» как можно больше страшных слов. Например: «Пальмовое масло как признак нищеты», «Пальмовое проклятие. Россияне потребляют продукт, губящий живое», «Это вас точно убьет», «Страшнее ртути и цианида: как нас травят пальмовым маслом» и тому подобное.
Но видимо в российских реалиях даже попытки донести населению правду подвергаются нападкам. Так в середине марта депутат Госдумы, экс-министр сельского хозяйства, профессор кафедры биотехнологии КГАУ Фатих Сибагатуллин на одной из пресс-конференций заявил, что пальмовое масло является полезным и здоровым продуктом питания.
«Никакого вреда от него нет и для детей, и для взрослых. Это полезная растительная пища».
После этого заявления о безвредности пальмового масла на господина Сибагатуллина с критикой обрушились так называемые эксперты из Татарстана. Региона, от которого депутат избирался в Госдуму.
Врач с 30-летним стажем, фитотерапевт, нутрициолог и «специалист по функциональному питанию» Юлий Бунов заявил, что парламентарий «лоббирует интересы той или иной промышленной группы».
«Почему депутат Госдумы говорит о том, что пальмовое масло полезно? (…) Смело могу предположить, что здесь есть коммерческая заинтересованность определенных структур – это и пекарная промышленность, и кондитерская».
А что в этом плохого? И почему вызывает вопросы, что о безвредности пальмового масла говорит депутат Госдумы? К тому же биотехнолог. Подозреваем, что «эксперт» Бунов сам лоббирует интересы «определенных структур».
Не смогла простить этого высказывания и член российского Союза диетологов и нутрициологов Анна Маершина.
«Пальма» наносит вред нашему организму, приводит к повышению холестерина, сердечно-сосудистым заболеваниям, а также нарушению обменных процессов и, вследствие, к ожирению»
Странно, что член российского Союза диетологов и нутрициологов не знает, что на Западе тот же спред на основе растительных масел, в том числе пальмового, считается диетическим продуктом питания. В пальмовом масле как такового холестерина нет, но действительно есть насыщенные кислоты, которые могут его повышать. Правда, они есть и в продуктах на основе животных жиров. Их там даже больше. Сравните – в пальмовом масле – 50%, в сливочном – до 66%. Именно поэтому ВОЗ ставит сливочное и пальмовое масло на одну ступень, особенно при организации здорового питания. Надо отметить, что ПМ содержится полезная ненасыщенная жирная кислота Омега-9 (олеиновая) – до 47%, то есть, почти половина жирнокислотного состава пальмового масла состоит из нее. Именно Омега-9 является ключевой кислотой оливкового масла и делает его таким полезным.
Все эти некомпетентные заявления о вреде ПМ не сходятся с реальностью, а особенно странно это делать в кризис, когда доходы населения падают, а цены пока не думают останавливать рост. Пальмовое масло является обычным растительным маслом, только более дешевым. Низкая цена объясняется легко: масличные пальмы очень урожайные и приносят по две тысячи плодов с ветки, которые заполнены пальмовым маслом. ПМ входит в число безопасных и разрешенных к употреблению в пищу. Это закреплено в кодексе Всемирной организации здравоохранения – «Кодексе Алиментариусе». Продукты с пальмовым маслом не являются «едой для нищих», данное сырье не уступает по качеству другим растительным маслам, но стоит дешевле, что позволяет производителям не завышать цены на конечный продукт.