Сага о пальмовом масле: продолжение

Новости

В конце августа на Youtube вышла новая серия «расследования» Аркадия Мамонтова о «вреде» пальмового масла. Всего Мамонтов снял уже шесть или семь фильмов на эту тему. По федеральному каналу удалось показать только первые три. Вероятно потому, что потом Роскомнадзор взялся принимать жесткие меры против распространения фейков – штрафовать традиционные СМИ и блокировать интернет-издания.Все предыдущие серии в общем-то об одном и том же. Сюжет такой: в Россию якобы везут «техническое» пальмовое масло – такое, которое в Европе и США используют для смазки рельс, а в России его кладут прямо в еду, поэтому в стране растет количество раковых больных. «Техническое» масло поступает через южные порты и занимается этим всем одна крупная российская компания. В противовес, со слов авторов, в России есть другая компания, которая привозит «чистое» пальмовое масло через северные порты (в Калининграде). На протяжении всей саги Мамонтова первую компанию всячески уничижают, вторую – превозносят.

Мамонтов уже давно получил «волчий билет» в профессиональном сообществе. Все прекрасно понимают, что он специализируется на заказных, скандальных фильмах, которые по сути «высосаны из пальца». Тем не менее, наблюдать за его работой все равно интересно.Например, в этот раз Мамонтов позвал «профессора» Еделева, который известен зрителю участием в различных шоу о качестве еды формата «контрольной закупки». У Еделева аж две докторские степени сразу – по медицине и по экономике, а еще – почти судимость за подделку документов, вымогательство, хищение в особо крупных размерах. Всю подноготную молодого «профессора» можно почитать у нас на сайте. Почти Остап Бендер. С невероятными усилиями Еделеву удалось «отмазаться» от наказания и начать новую жизнь в амплуа «врача-диетолога».

Мамонтов и Еделев уже лет шесть работают в одной команде, которую спонсирует та самая компания, поставляющая пальмовое масло «через северные порты». Цель – вытолкнуть сильного конкурента с рынка и занять нишу. Еделев назначен ответственным за медицинскую часть – изображает врача и рассуждает в СМИ о том, как пальмовое масло влияет на здоровье. Мамонтов отвечает за «информационную поддержку».Качество у «ютубных» фильмов Мамонтова средненькое. Во многом это связано с нехваткой времени: фильм нужен через неделю. Заказчик сказал «надо» – ребята выполняют.  Да и вообще особое качество здесь никому не нужно: чем проще, тем убедительнее.

В этот раз «расследование» состоит из интервью Еделева. Еделев и Мамонтов предлагают делить все пальмовое масло на «пищевое» и «техническое» по перекисному числу. Все, масло, в котором перекисное выше 0,9 ммоль активного кислорода на кг, считать «техническим», которое «убивает».Что вообще такое «перекисное число?». Во время хранения масло окисляется кислородом – на безопасность это никак не влияет. Например, в свежем, только что отжатом оливковом масле, которое считается самым полезным, перекисное число доходит до 20. В подсолнечном – до 10. По логике авторов эти масла – просто убийцы, ведь в оливковом «норма» превышена в 22 раза, а в подсолнечном —  в 11 раз. Вся идея Мамонтова о «техническом» пальмовом масле рушится уже на этом.

И вообще, отследить, какое масло и как ввозится в Россию, довольно просто, сколько бы тумана не наводил Мамонтов и как бы не тычил толстым пальцем в экран. Вот как это сделать. Россия входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Все товары, которые поступают на его территорию, получают специальный код – код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

 (ТН ВЭД). Их перечень есть в открытом доступе. Затем заходим на сайт Федеральной таможенной службы и смотрим, по каким кодам что завозилось. 99% пальмового масла, которое импортировали в Россию поступило с кодом «пищевое». Еще 1% — это масло, которое привезли для мыловаренных заводов. Такие заводы, закупают также кокосовое и подсолнечное масло примерно в таких же количествах.Также авторы давят на содержание «глицидола» в пальмовом масле, и говорят, что «в техническом масле полно глицидиловых эфиров», поэтому оно вызывает рак. Кстати, хороший ход, сценаристы даже придумали термин «глицидоловые дети», он звучал еще в прошлых сериях саги Мамонтова. Вообще, связывать пальмовое масло с раком – это полный треш. Но из уст «профессора» Еделева воспринимается как-то нормально, потому что понимаешь – ну никой он не профессор, из научных публикаций – две непонятные статьи в нерецензируемых журналах, любой настоящий профессор поднимет на смех эти «работы».  

Всемирная организация здравоохранения никогда не включала ни пальмовое масло, ни любое другое растительное масло ни в какие списки канцерогенов – это настоящий фейк, который грамотно раскрутила команда той самой компании, которая «одна во всей России импортирует «чистое» пальмовое масло». Что касается рака, все не так просто, как говорит «профессор». Если бы профилактика рака сводилась к исключению какого-то одного продукта/вещества из питания, этой болезни не было бы вообще. Международный фонд исследований рака (это экспертная организация ВОЗ) считает, что рак – сложное и до конца не изученное заболевание, даже сотни крупных исследований не раскрыли до конца эту проблему. Хотя есть точная связь между курением и некоторыми видами рака, такая же связь есть с алкоголем, с высоким потреблением переработанных продуктов (в них много сразу всего: и соли, и сахара, и жиров).


Еделев же хлещет цифрами – «миллионы раковых больных в России связаны с «техническим» пальмовым маслом», — говорит «профессор».Кстати, про глицидол – этот компонент есть во всех рафинированных растительных маслах, в том числе, в подсолнечном. Глицидол образуется при нагревании. Ничего категорически страшного в нем нет – его даже не нормируют нигде, кроме ЕС. Например, в США и Японии, Британии нормативы на него не вводили. Производители в мире расценивают его просто как побочный продукт переработки растительных масел и самостоятельно снижают на производстве. Никаких научных исследований вреда глицидола не существует. Есть только ряд исследований на крысах – экспертное сообщество не воспринимает их серьезно, поскольку во время таких исследований используются грубые подходы – животных кормят бешеными дозировками какого-то одно вещества. Это все равно, что сейчас кто-то из-нас возьмет и съест в один прием пять-шесть килограммов белого сахара.Вообще заказчики фильмов Мамонтова уже «исписались» — «сага о пальме» неинтересна уже никому, кроме нашей редакции и поколения 60+. Хотя надо признать, Мамонтов неплохой актер – умеет сводить брови, хорошо получается «праведный гнев»: краснеет лицо, надуваются щеки, ноздри ходят из стороны в сторону. «Профессор» Еделев тоже не перестает удивлять хотя бы тем, что его еще до сих пор не посадили. В профессиональной среде и среди думающей аудитории, конечно эта сага вызовет отторжение. Но в провинции, например, работает. Главное – знать свою целевую аудиторию, и целиться в нее.

Оцените статью
Добавить комментарий