Сладкая ложь: почему сахар «в шоколаде», а жир – нет?

Новости

Ежедневно мы сталкиваемся со спекуляцией на неосведомленности рядового покупателя со стороны крупных производителей продуктов питания, которые готовы переписать биохимию под себя почти в стиле Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и это слово было моё». И всегда найдутся недобросовестные врачи, диетологи и ученые, которые готовы прийти им на выручку под предлогом: «Для окончательных выводов нужно больше золота, милорд, исследований».

Статья под заголовком «Сахарные магнаты заплатили, чтобы свалить вину на жиры», пару лет назад вышедшая в New York Times, произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней был приведен обзор одного из самых громких продовольственных скандалов XX века – сговоре сахарных магнатов с учеными, спровоцировавшем пандемию ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний. Издание JAMA Internal Medicine опиралось на тысячи страниц переписки и других документов, которые Кристин Э. Кернс, научный сотрудник Калифорнийского университета в Сан-Франциско, обнаружила в архивах Гарварда, Университета Иллинойса и других библиотек. Из них становится очевидным, что в 60-е годы прошлого века организация, ныне известная как Sugar Association («Сахарная Ассоциация»), в лице её топ-менеджера Джона Хиксона заплатила ученым Гарварда около $6 500 (в пересчете на сегодняшний курс $49 000), чтобы те опубликовали в 1967 году заказное исследование о связи сахара и жира с сердечными заболеваниями.Бессердечная наука. В статье были обнародованы имена «оборотней в белых халатах»: ими оказались доктор Д. Марк Хестед – руководитель продовольственного направления в департаменте сельского хозяйства США, доктор Фредерик Дж. Стейр – председатель Гарвардского

Департамента нутрициологии.В 1965 году упомянутый выше Джон Хиксон предоставил гарвардским ученым источниковую базу для обзора и прозрачно намекнул на то, что результат должен быть предсказуем и дружественен сахару. Доктор Хегстед, в свою очередь, заверил в своей лояльности к «особому интересу» мистера Хиксона. В ходе работы над исследованием имели место консультации «литературных негров» из Гарварда с заказчиком, результатами которых остались довольны обе стороны. «Да, это именно то, что мы имели в виду, и мы с нетерпением ждем появления статьи в печати», – слова мистера Хиксона.«Жир сахару не помеха, а друг, товарищ и брат». Параллельно с этими «сердечными делами» другие американские ученые, в числе которых и известный физиолог Ансель Киз, проводили исследования кардиорисков со стороны насыщенных жиров и холестерина. Это оказалось на руку сахарозаводчикам: отвлечение внимания – один из хрестоматийных приемов манипуляции общественным сознанием. И Хиксон, недолго думая, воспользовался им.

Итогом подтасовки фактов стала обзорная статья, опубликованная в престижном издании New England Journal. Связь между сахаром и заболеваниями сердца в материале была сведена к минимуму, а все кардиологические собаки были навешаны на насыщенные жиры. Доктор Хегстед воспользовался своими научными публикациями для того, чтобы лоббировать «сахарные» интересы на правительственном уровне и разрабатывать рекомендации по правильному питанию в масштабах всей страны. Так были задушены первые ласточки объективного изучения «сахарного» вклада в сердечно-сосудистые заболевания. То есть полвека продвигался изначально ошибочный тренд: авторитетность издания в научных кругах сделала свое дело. Почти 50 лет люди верили, что любые жиры – это бомба замедленного действия для сердца, а обезжиренные продукты с запредельным количеством сахара (надо же хоть как-то вкус добавлять для съедобности) – панацея.Но к 2017-му выяснилось, что жиры в рационе ограничивать – сердцу вредить. Это данные масштабного исследования, охватившего более 135 тысяч участников из 18 стран. Как видим, сокращение доли жиров в рационе просто опасно, причём это касается даже насыщенных жиров, имеющих более «тяжелый» (по сравнению с ненасыщенными) состав. А вот углеводы – те да, вредят уже на самом деле, безо всяких кавычек, особенно при неумеренном увлечении ими. Всё больше и больше учёных считают, что избыток рафинированных углеводов – основная причина глобальной пандемии ожирения, диабета и множества других неинфекционных заболеваний.

В своем ответе издательству JAMA Sugar Research Foundation (в прошлом – Sugar Association) сообщила, что статья 1967 года была опубликована в то время, когда журналы о медицине не требовали от исследователей раскрывать источники финансирования. New England Journal действительно не запрашивал от своих авторов «декларацию о спонсорстве» вплоть до 1984 года.Всё ещё продолжаются дебаты по поводу вреда насыщенных жиров. Но сейчас, по крайней мере, ВОЗ, Американская кардиологическая ассоциация и другие организации, формирующие медицинскую повестку, начинают заострять внимание на опасности добавленного сахара для сердечно-сосудистых заболеваний.

Яркий пример тому – «сахарное» лобби. Только отгремела сенсация о том, что корпорация Coca-Cola заплатила миллионы долларов исследователям, которые преуменьшали связь между сладкими напитками и ожирением – как в июне 2016 года Associated Press сообщила об очередном случае подкупа: производители сладостей финансировали исследования, якобы подтверждавшие, что дети-сладкоежки весят меньше, чем их сверстники, равнодушные к «белой смерти».

«Пальмовый заговор».

 Сейчас абсолютно не по заслугам демонизировано пальмовое масло. Споры о нем редко носят конструктивный характер, поскольку чаще всего одна сторона говорит о научно-медицинской стороне проблемы, а другая – о народно-популярной, и они друг друга не слышат. И сколько бы ученые ни твердили о безвредности пальмового масла для здоровья человека – новости и аргументы в стиле «а вот я слышал» – бодро скачут и по зарубежному, и по импортозамещаемому интернету.

Конечно, проще посмотреть по телевизору «Контрольную закупку», чем осиливать длинные научные тексты с кучей непонятных терминов. Тем временем, Международный фонд исследований рака не нашел канцерогенной угрозы в пальмовом масле. Среди факторов риска: добавленные сахар и соль, а также трансжиры. Доказательной наукой не была доказана связь между «пальмой» и повышением холестерина. Пальмовое масло предлагается в качестве замены молочного жира, который по качественному и количественному составу определённо вреднее, поскольку в нём есть действительно опасные транс-жиры (5 – 10%), которых в пальмовом масле нет вообще (0%).Пальмовое масло в страны Европы и Россию импортируется с одних и тех же плантаций масличной пальмы и перевозится в ёмкостях, предназначенных для транспортировки исключительно пищевых грузов.  Качество сырья соответствует требованиям Кодекса Алиментариус (авторитетнейшего в мире свода пищевых стандартов) и ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию». Соблюдение требований этих документов по перевозке, хранению, параметрам качества и маркировке жиров, масел и производных продуктов носит обязательный характер для всех.

Оцените статью
Добавить комментарий