Изобретатели для этого являли миру разную технику, но больше всего в повседневной жизни прижили самолеты. При выборе транспорта для путешествий большинство граждан выбирает именно их, ведь «железная птица» доставит за пару часов туда, куда на той же машине или поезде ехать сутки.
Однако за удобство всегда нужно платить. И не всегда деньгами. Порой воздушный транспорт забирает еще и людские жизни. Причем в авиакатастрофе всегда одна причина – человеческий фактор. Ошибка техника, пилота, диспетчера чревата смертельной трагедией.
Фатальная ошибка диспетчера
О крушениях самолетов молчать не принято. СМИ тут же подхватывают печальные новости. А по одной из самых известных авиакатастроф даже снято два художественных фильма (со Шварцнеггером и с Нагиевым в главных ролях). Произошла она в 2002 году на юге Германии.

Архитектор из Осетии Виталий Калоев работал по контракту в Испании. Соскучившись по семье, он позвал в гости жену с детьми. Они очень спешили встретиться, поэтому купили «горящие» билеты на злополучный рейс.
В те роковые минуты у пульта управления часть аппаратуры была выключена, а за полётами наблюдал всего один специалист. Старший диспетчер отлучился (по некоторым данным он уснул на рабочем месте) и следить сразу за несколькими аппаратами пришлось молодому Питеру Нильсену, в помощь у него была только ассистентка. Профессионализма, конечно же, им не хватило.
Диспетчер поздно заметил опасное сближение самолетов над Баденским озером. Однако ситуацию можно было исправить, если бы не одна ошибка. Нильсен дал команду Ту-154 снижаться, и экипаж тут же начал выполнять ее. Практически сразу же после этого был подан сигнал автоматической системы TCAS. Она посчитала, что Ту-154 нужно набрать высоту, а Boeing 757 — снизиться. Проблема в том, что Нильсен дал российскому самолету противоположную команду, и пилоты запутались. Они известили диспетчера об этом, но он не услышал их, потому что отвлекся. Самолёты столкнулись. Никто не выжил.
Калоев обезумел от горя и стал искать того, кто виноват в случившимся. Он беседовал с представителями авиакомпании, в надежде услышать хотя бы извинения, но, увы, никто не хотел признаваться в том, что ошибка диспетчера стоила жизни его жене и детям.

Почти через два года после авиакатастрофы диспетчер Питер Нильсен был убит в своем доме в пригороде Цюриха. Калоев понял, что не дождется итогов расследования и решил устроить самосуд. Когда Нильсен открыл ему дверь, Виталий протянул ему сначала фотографию с изображением своей семьи, но тот выбил ее из рук мужчины. Гнев отключил сознание осетинца — Калоев в состоянии аффекта нанес 12 ножевых ранений обидчику.

За 20 лет до этих событий по ошибке неопытного специалиста в авикатастрофе также погибла команда футбольного клуба «Пахтакор». Стажер и приставленный к нему диспетчер не смогли скоординировать полеты разных самолетов. Пилоты запутались в указаниях по метражу высоты, отчего в последствии в воздухе произошло столкновение, которое унесло жизнь 178 людям.
Воздушная яма в бюджете
За два последних пандемийных года в авиации образовалась еще одна проблема, которая отразится на профессионализме кадрового состава. Закрытые границы, карантины, уменьшение туристических потоков. В итоге не дополучены деньги, которые раньше авиаперевозчики и аэропорты, получали от людей, которые ушли на самоизоляцию и перестали летать. Например, у государственного регулятора «Росавиации» была финансовая подушка в 80 миллиардов рублей, но за 2020 и 2021 года она была потрачена, чтобы покрыть расходы. Ведь отрасль не заработала достаточно денег, которые нужны для обслуживания техники и выплаты зарплат.
В итоге из-за дефицита бюджета сейчас работодатель не сможет предложить достойную зарплату своим сотрудникам, но профессионалы не будут оставаться работать за копейки. Придётся на появившиеся вакантные места набирать людей, как говорится, «с улицы», возможно даже, совсем неквалифицированных, готовых работать чуть ли не за еду. Не получится ли так, что тот, кто сегодня подметал дворы, завтра будет указывать пилоту, как лететь?
Кроме того, оборудование диспетчеров все чаще стало давать сбой. Рассчитанное на работу в течении 15 лет, оно работает уже в два раза дольше и менять его не собираются, потому что финансово это очень накладно. Отчего одному человеку приходится в своей голове воспроизводить как десятки самолётов одновременно перемещаются в воздухе, полагаясь лишь на точность их собственного ориентирования в пространстве. А меж тем нормативов сколько авиалайнеров одновременно может вести один диспетчер нет.
Например, в 2014 году самолёт президента нефтяной компании TOTAL врезался в спецтехнику. Пилоты тогда перепутали взлётно-посадочную полосу, а водитель снегоуборочной машины вышел на работу пьяным. Аппаратура в диспетчерской в тот момент работала неадекватно и маячок на грузовике в очередной раз выключился как раз за 10 минут до столкновения. Виновными признали диспетчеров, которые не увидели все это и не предотвратили беду.