Всем – хамон! Почему таможня не дает добро

Новости

В разгар таможенной операции под кодовым названием «хамон-пармезан» разбираемся, почему запретов всё больше, продукты всё дороже и кому это выгодно.

Предыстория. Летом 2014 года в Российской Федерации было наложено эмбарго на импорт мясной и молочной продукции из стран ЕС, США, Канады и Австралии. Сейчас можно провозить до 5 кг мясомолочной продукции для индивидуального потребления – при условии, что это готовый продукт в заводской упаковке. А скоро и эти краткие свидания с зарубежными мясомолочными лакомствами будут запрещены. Шанс оставят лишь детским молочным смесям. Другими словами, если тебе больше десяти лет и ты хочешь деликатесов с «загнивающего запада» – почувствуй себя контрабандистом!Национальная мясная ассоциация* инициировала запрет на ввоз из-за рубежа мясной и молочной продукции для личного пользования, призвав ужесточить контроль багажа и ручной клади. Похоже, таможенной службе скучать не придется, а для простых пассажиров дорога домой станет еще более долгой и авантюрной.Министерство сельского хозяйства и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор) инициативу поддержали, и сейчас данный вопрос прорабатывается. Об этом заявил главный ветеринарный врач РФ Николай Власов – заместитель руководителя Россельхознадзора и представитель Минсельхоза.   

Минсельхоз, очевидно, старается не отстать по уровню законотворческих активностей: «Мы уже предложили любое пальмовое масло, которое ввозится в Россию, ввести в перечень товаров, подлежащих электронной сертификации», поскольку «некоторые производители продуктов добавляют в них техническое пальмовое масло» (Российская газета, «Россельхознадзор назвал продукты с техническим пальмовым маслом»)  Далее Власов добавил, что техническое пальмовое масло «легко» отличается от пищевого, не уточнив, как именно. Это бы ему и не удалось: не существует технического пальмового масла – мы уже говорили об этом (последний абзац статьи, если лень читать много букв).

Для контроля транспортировки РЖД использует специальную систему ЭТРАН (электронная транспортная накладная),  которая позволяет отслеживать все сведения о перевозках – от типа тары до пути груза. Входной контроль качества для любого сырья, поступающего в пищевую промышленность, в том числе и импортного, обязателен и регламентирован стандартами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию». К чему еще одна сертификация? Не к тому ли, что она электронная, а Николай Власов курирует проект электронной ветеринарной сертификации «Меркурий»? В этом свете очень показательна фраза, озвученная им на круглом столе в рамках выставки «Золотая осень-2017»: «Работать надо не с помощью головы, а с помощью электронной сертификации»? 

Сам собой напрашивается графический мем с миксером в глаза. Эту точку зрения разделяет компетентный спикер – заслуженный работник сельского хозяйства Московской области, ветеринарный врач Алексей Ковалев: «Господин Власов – чиновник известный и умный, но что он имел в виду под термином “техническое пальмовое масло”? Обычное масло, которое идет в пищевую отрасль, или масло, которое применяется для смазки оборудования – техническое? Если в своем комментарии он упомянул о последнем, тогда вслед за заявлением он должен был направить письмо в Прокуратуру, указать, какие молокоперерабатывающие предприятия добавляют техническое пальмовое масло и подвергнуть их продукцию аресту. Все остальное – это голословные заявления человека, который не дорожит репутацией. За свои слова нужно отвечать» (сайт Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции, «Пищевое пальмовое масло здоровью не вредит»).Того же мнения придерживается профессионал с полувековым практическим стажем в молочной отрасли Иван Ваулин: «Ученые уже доказали, что пальмовое масло способствует профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Да, в нем есть насыщенные жирные кислоты но их меньше, чем в сливочном масле. […] Любое новое дело требует постепенное вхождение. Нужно доводить до людей достоверную информацию. И в этом производителям могли бы помощь на уровне науки, государства. Иначе “страшилки” про пальмовое масло так и будут жить дальше. Мифы обязательно нужно развеивать». («Правда и мифы о пальмовом масле: мнение профессионала с 50-летним стажем»)

А теперь немного о тех, кому по долгу службы должно быть «за Державу обидно». Недавно в «Известиях» вышла статья под заголовком «Посылка с мамонтенком». Материал посвящен неусыпной работе российского таможенного контроля. Подпись Сталина, таджикские джинсы, устрицы в пыльце, поддельные часы Rolex, даже челюсть мамонта. Всё смешалось – кони, люди… Несмотря на очаровательное название и внушительный объем материала, а также громкие трескучие фразы наподобие «таможня железно стоит на страже продэмбарго», – у спикеров, мягко говоря, недостаточно компетентности в затрагиваемых вопросах.Главный государственный таможенный инспектор Анатолий Блинцов:«Пальмовое масло – это триглицериды определенных жирных кислот. Когда они встраиваются в структуру наших клеток, клетки перестают правильно питаться: питательные вещества плохо поступают, а метаболиты плохо выводятся. Клетка стареет, может перерождаться, а это онкология и прочее».  На самом деле, всё сказанное Блинцовым – правда. Но. О транс-изомерах жирных кислот (трансжиры), которые действительно «уродуют» клетки и провоцируют смертельные заболевания, а НЕ о пальмовом масле, в котором трансжиров 0% (ноль).

Видимо, у нас на таможне даже высшие руководители в школьной химии не сильны. Зато в экономике соображают. В конце апреля Федеральная таможенная служба направила в Минсельхоз предложение увеличить пошлины на импортируемое масло, молочную сыворотку и… концентрат апельсинового сока (неожиданный поворот) для (цитируем) «недопущения ухода недобросовестных участников ВЭД от уплаты таможенных платежей в полном объеме». Если перевести с корявого на человеческий язык, ФТС предлагает ввести одинаковые пошлины на импортируемое сырье и готовый продукт. Другими словами, чтобы производить апельсиновый сок, придется доставлять цитрусы аж из Марокко – цена на концентрированное сырье и первичный продукт же одинаковая. Хотя вряд ли так случится – везти все равно будут концентрат, хоть и втридорога – на отечественных просторах апельсины давить негде. А ударит это, естественно, по карману рядового потребителя – нашему с вами. Если ФТС добьется уравнения пошлин, розничные цены на соки подскочат на 11–13%, предупреждает глава Российского союза производителей соков. Из-за удорожания таможенного акциза на масло «кондитерка» тоже подорожает, разумеется.

Кажется, что наши подвластные структуры состязаются друг с другом за право носить почетный титул создателя самой убыточной для потребителя инициативы: одни инноваторы пытаются запретить хамон с пармезаном, другие пытаются повысить пошлины на импорт сырья, третьи придумывают невменяемые байки про «техническую пальму», продвигая идею электронной-сертификации-всего-подряд. Но должны же существовать разумные границы, господа!Антизападная истерия выгодна лоббистам: играя на обостренном чувстве патриотизма нашего правительства и прикрываясь лозунгом «импортозамещение», можно легко продвигать свои интересы. «Хамон и пармезан» – это не только о пищевых капризах «заевшихся» состоятельных классов российского общества. Это еще и символ бессмысленных и беспощадных санкций, к инициированию и соблюдению которых, по большей части, и сводится бурная деятельность наших законодательных и надзорных органов.P.S. По грустной иронии, значения слов «хамон» и «пармезан» многим россиянам стали известны лишь после шумихи вокруг их запрета. 

 

*Национальная мясная ассоциация – некоммерческая организация, объединяющая поставщиков и производителей мяса, в том числе компании «Мираторг», «Черкизово», «Ремит», «Дымов» и «Велком».

Оцените статью
Добавить комментарий